Г.Г. Онищенко

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главный государственный санитарный врач Российской федерации, академик РАМН

Проблема обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) в Российской Федерации в современных условиях рассматривается как важная эпидемиологическая и экологическая компонента безопасности населения страны. Всемирная организация здравоохранения с 1979 г. относит медицинские отходы к группе опасных и рекомендовала создание специальных служб по их переработке. Базельская Конвенция в 1992 г. выделила 45 видов опасных отходов, список которых открывается «клиническими» отходами. Контаминированные болезнетворными микроорганизмами, химическими и радиоактивными веществами, отходы медицинских учреждений представляют серьезную опасность в эпидемиологическом и эколого-гигиеническом отношении.

Анализ материалов, поступивших из территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по выполнению требований СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно- профилактических учреждений», показал, что издаются следующие организационно-распорядительные документы: приказы «Об организации сбора, хранения и удаления отходов лечебно- профилактических учреждений»; «Об организации перекрестных проверок в лечебно-профилактических учреждениях по обращению с отходами»; «Инструкции по правилам сбора, хранения и удаления отходов в лечебно-профилактических учреждениях».

Организованы и проводятся комплексные проверки лечебно-профилактических учреждений по соблюдению правил по обращению с медицинскими отходами совместно с Министерствами здравоохранения, территориальным управлением Министерства природных ресурсов, природоохранной прокуратурой.

Во всех лечебно-профилактических учреждениях приказом руководителей определены лица, ответственные за сбор, хранение и удаление отходов. Лица, ответственные за сбор, хранение и удаление отходов в лечебно-профилактических учреждениях, проходят специальную подготовку с получением свидетельства установленного образца.

Во всех лечебно-профилактических учреждениях разработаны системы сбора, удаления отходов и инструкция, устанавливающая правила обращения с отходами. Сбор отходов производится в соответствии с принятой классификацией отходов. Дезинфекция отходов класса Б, В производится в соответствии с действующими нормативными документами. Сбор острого инструментария (иглы, перья), прошедшего дезинфекцию, осуществляется отдельно от других видов отходов. Отходы класса Г собираются и упаковываются в твердую упаковку и утилизируются по договору в специализированных организациях (ртутьсодержащие, серебросодержащие отходы). Транспортировка отходов лечебно-профилактических учреждений проводится специальным транспортом по договору.

Медицинскими организациями заключены договора на вывоз твердых отходов. Для этого приобретены и используются специальные средства (одноразовые пакеты соответствующей цветовой и текстовой маркировки, многоразовые емкости, одноразовые твердые упаковки для сбора использованного острого инструментария).

Источником финансирования обращения медицинских отходов являются бюджетные средства муниципальных образований районов и городов, фонд обязательного медицинского страхования и средства платных услуг. В настоящее время лечебно- профилактическими учреждениями ведутся расчёты годовых затрат по обращению с отходами. По предварительным расчётам на многопрофильную больницу мощностью 1000 коек затраты составляют в среднем на 100-110 тыс. рублей; на больницу мощностью 200 коек — 20-50 тыс. рублей (Республика Башкортостан).

При проведении мероприятий по контролю лечебно- профилактических учреждений фармацевтические препараты с просроченным сроком годности не обнаружены. В лечебно-профилактических учреждениях случаев внутрибольничных инфекций, обусловленных нарушением правил обращения с отходами, не выявлено.

Согласно данным формы 18 «Сведения о санитарном состоянии субъекта Российской Федерации» в 2007 г. на надзоре органов и организаций Роспотребнадзора находилось 90 961 ЛПУ, согласно шаблонам, представленным управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации – 84 957 ЛПУ (по неполным данным).

По неполным данным, по инициативе органов и организаций Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации на межведомственных комиссиях, СПЭК, коллегиях было заслушано 1980 вопросов по санитарно-эпидемиологическому состоянию ЛПУ.

Так, например, в Алтайском крае в 2007 году по инициативе органов и организаций Роспотребнадзора по Алтайскому краю на межведомственных комиссиях, СПЭК, коллегий был заслушан 131 вопрос: заслушивались вопросы по материально-техническому состоянию лечебно-профилактических учреждений, по подготовке помещений ФАПов к лицензированию, о ходе реализации комплексной программы борьбы с туберкулезом, об организации мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний людей гриппом птиц, профилактики инфекционных заболеваний, по санитарной охране территорий, о готовности ЛПУ при осложнении ситуации по карантинным и особо опасным инфекциям, о реализации национального проекта в части дополнительной иммунизации населения и др.

В Самарской области за период 2006-2007 годы организовано и проведено по инициативе Управления Роспотребнадзора по Самарской области: 4 межведомственные санитарно-противоэпидемические комиссии Правительства Самарской области (по вопросам усиления мероприятий по эпидемиологическому надзору за холерой, чумой и другими особо опасными болезнями, о мерах по борьбе с грызунами и профилактике природно-очаговых и особо-опасных инфекционных заболеваний, о дополнительных мерах по недопущению завоза и распространения вируса гриппа птиц, профилактике туберкулеза среди населения); 10 санитарно-противоэпидемических комиссиях при органах местного самоуправления (по вопросам организации вакцинопрофилактики среди населения, дополнительной иммунизации населения против гепатита В, краснухи, гриппа, полиомиелита, профилактике туберкулеза среди населения» и др.); 12 коллегиях при городских округах и муниципальных образованиях (по вопросам подготовки ЛПУ к зимнему периоду, санитарно-техническому состоянию ЛПУ туберкулезного и инфекционного профилей).

За 2006-2007 г.г., по неполным данным, по вопросам нарушений санитарного законодательства при эксплуатации ЛПУ специалистами Роспотребнадзора было проведено 2 672 совместные проверки с заинтересованными организациями.

В Саратовской области совместно с представителями прокуратуры в 2006 году проведено 117 внеплановых проверок лечебно-профилактических учреждений, в 2007 году проведено189 проверок.

В Курганской области количество совместных проверок с заинтересованными организациями (прокуратура, органы местного самоуправления) по вопросам нарушений санитарного законодательства при эксплуатации ЛПУ за 2007 г. составило 153.

За 2007 г. на территории Российской Федерации было накоплено более 3,5 млн. тонн медицинских отходов, из них более 2 млн. тонн (60 %) – отходы неопасные отходы (класс «А»), 1,2 млн. тонн (35 %) опасных (рискованных) отходов (класс «Б»), 40 тыс. тонн (1 %) – чрезвычайно опасные отходы (класс «В»), 65 тыс. тонн (1,8 %) отходы ЛПУ, по составу близкие к промышленным (класс «Г») и 1,5 тыс. тонн (0,05 %) – радиоактивные отходы (класс «Д»).

В 2007 г. было разработано 56310 (66,1%) схемы по сбору, временному хранению, транспортированию и удалению медицинских отходов в ЛПУ, согласовано с управлениями Роспотребнадзором – 48756 (86,6 %), в 2006 г. соответственно 51839 (64,0 %) и 43888 (84,7 %).

Таблица 1

Сводные данные наличия схем обращения с отходами различных видов ЛПУ


п/п
Лечебно-профилактические
учреждения
Разработано схем в ЛПУ, % Согласовано с управлениями Роспотребнадзора, %
2006 год 2007 год 2006 год 2007 год
1 ЛПУ гинекологического профиля 95,3 94,9 91,9 92,0
2 Детские инфекционные больницы 88,3 91,7 81,1 85,5
3 Детские ЛПУ туберкулезного профиля 80,3 86,2 66,0 69,6
4 ЛПУ хирургического профиля 86,2 85,8 98,0 98,0
5 Инфекционные больницы 84,2 83,2 95,5 95,4
6 ЛПУ туберкулезного профиля 80,3 81,8 75,8 82,2
7 Больницы 78,0 79,8 84,4 86,3
8 Прочие ЛПУ 75,4 77,5 81,9 85,6
9 Учреждения охраны материнства и детства 73,6 73,4 92,3 92,8
10 ЛПУ стоматологического профиля 68,5 69,9 84,7 85,5
11 Родильные дома, перинатальные центры 67,1 68,6 83,0 83,0
12 ФАП 51,2 52,6 87,2 88,0

Наибольшая доля разработанных схем по сбору, временному хранению, транспортированию и удалению медицинских отходов среди лечебно-профилактических учреждений по Российской Федерации занимают ЛПУ гинекологического профиля, детские инфекционные больницы, наименьшая – ФАП (табл. 1).

Наибольший процент разработанных схем по сбору, временному хранению, транспортированию и удалению медицинских отходов в ЛПУ среди федеральных округов занимают – Уральский, Северо-Западный и Приволжский, что наглядно отражено в табл. 2.

Таблица 2

Процент разработанных схем по сбору, временному хранению, транспортированию и удалению отходов в ЛПУ (всего) и согласованных с управлениями Роспотребнадзора в федеральных округах

№ п/п Федеральные округа Разработано схем в ЛПУ — всего, % Согласовано с управлениями Роспотребнадзора, %
2006 год 2007 год 2006 год 2007 год
1 Уральский 90,6 90,3 99,6 99,6
2 Северо-Западный 84,0 89,4 78,3 81,0
3 Приволжский 70,3 71,8 85,0 87,2
4 Центральный 66,9 68,8 87,5 88,0
5 Дальневосточный 65,7 64,7 72,4 74,0
6 Сибирский 50,1 54,2 77,2 83,2
7 Южный 36,0 38,1 87,8 89,2

 

В 2007 г. 59132 (69,4 %) лечебно-профилактических учреждений имели договора на вывоз отходов, в 2006 г. – 55064 (68,0 %), что на 1,4 % меньше чем в 2007 г., на отходы класса Б в 2007 г. – 53417 (62, %), в 2006 г. — 49899 (61,7 %), на отходы класса В в 2007 г. – 8621 (10,1 %), в 2006 г. – 8336 (10,3%), на отходы класса «Г» в 2007 г. – 43458 (51,0 %), в 2006 г. – 40313 (49,8 %), на отходы класса «Д» в 2007 г. – 6266 (7,4%), в 2006 г. – 6071 (7,5%).

Среди лечебно-профилактических учреждений по Российской Федерации наибольшую долю договоров на вывоз отходов имели следующие ЛПУ: больницы, детские инфекционные больницы, ЛПУ гинекологического профиля, детские ЛПУ туберкулезного профиля, ЛПУ хирургического профиля, наименьшую – родильные дома, перинатальные центры и ФАП, что отображено в табл. 3.

Таблица 3

Доля заключенных договоров на вывоз отходов в ЛПУ

п/п

Лечебно-профилактические

учреждения

Договора на вывоз отходов в ЛПУ, %
2006 год 2007 год
1 Больницы 95,8 96,9
2 Детские инфекционные больницы 96,7 96,7
3 ЛПУ гинекологического профиля 97,0 96,2
4 Детские ЛПУ туберкулезного профиля 94,8 95,4
5 ЛПУ хирургического профиля 91,2 91,1
6 ЛПУ туберкулезного профиля 89,6 91,0
7 ЛПУ стоматологического профиля 86,8 86,0
8 Прочие ЛПУ 85,3 86,0
9 Инфекционные больницы 86,1 85,6
10 Учреждения охраны материнства и детства 83,1 83,8
11 Родильные дома, перинатальные центры 73,9 74,6
12 ФАП 44,1 45,0

Проведенный анализ состояния обращения с медицинскими отходами показал, что в большинстве ЛПУ приказами главных врачей назначены лица, ответственные за организацию сбора, которые прошли специальное обучение. В 2007 г. было назначено 65501 (76,9 %) человек, ответственных за сбор, временное хранение, транспортирование отходов, из них 27542 (42,0 %) прошли специальное обучение, в 2006 г. было назначено 60946 (75,3 %) человек, из них 24 966 (41,0 %) прошли специальное обучение.

Наибольшая доля лиц, ответственных за сбор, временное хранение, транспортирование отходов, которые прошли специальное обучение, среди лечебно-профилактических учреждений по Российской Федерации наблюдается в инфекционных больницах, ЛПУ гинекологического профиля, детских инфекционных больницах, родильных домах, перинатальных центрах и ЛПУ хирургического профиля, наименьшая в ФАП, прочих ЛПУ – табл. 4.

Таблица 4

Доля лиц, ответственных за сбор, временное хранение, транспортирование отходов, прошедших специальное обучение

п/п

Лечебно-профилактические

учреждения

Доля лиц, прошедших спец. обучение, %
2006 год 2007 год
1 Инфекционные больницы 86,2 85,5
2 ЛПУ гинекологического профиля 75,2 74,8
3 Детские инфекционные больницы 67,5 69,5
4 Родильные дома, перинатальные центры 67,5 67,9
5 ЛПУ хирургического профиля 72,9 67,8
6 ЛПУ стоматологического профиля 60,7 60,9
7 Учреждения охраны материнства и детства 58,7 59,7
8 ЛПУ туберкулезного профиля 58,6 57,4
9 Больницы 52,3 56,3
10 Детские ЛПУ туберкулезного профиля 44,3 53,4
11 Прочие ЛПУ 43,6 43,5
12 ФАП 20,5 20,7

В ряде субъектов РФ в лечебно-профилактических учреждениях лица, назначенные ответственными за сбор, временное хранение, транспортирование отходов в течение 2-х лет не проходили специального обучения: Республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Чеченская, Хабаровский край, Агинский Бурятский АО, Магаданская область, Еврейская АО.

Разработаны должностные инструкции для каждого специалиста, разработаны схемы сбора, утилизации, дезинфекции, уничтожения отходов, основная часть схем удаления отходов согласована с органами и организациями Роспотребнадзора – в 2007 г. — 48756 (86,6 %), в 2007 г. — 43888 (84,7 %).

До настоящего времени в ЛПУ имеется ряд нерешенных проблем, среди которых нехватка или отсутствие:

  • маркированных одноразовых пакетов и жестких емкостей для раздельного сбора отходов классов А, Б, В, Г;
  • деструкторов и иглоотсекателей;
  • специальных стоек (тележек) для транспортирования отходов ЛПУ;
  • специально выделенных и оборудованных помещений и площадок для сбора и временного хранения медотходов;
  • спецтранспорта;
  • оборудованных мест для дезинфекции межкорпусных контейнеров и транспорта;
  • установок для термического уничтожения медицинских отходов, печей.

Серьезной проблемой является нехватка и отсутствие на территории Российской Федерации в лечебно-профилактических учреждениях установок для термического уничтожения медицинских отходов (инсинераторов). В 2007 г. действовало всего 263 (0,3%) установок для термического уничтожения медицинских отходов в ЛПУ, в 2006 г. – 239 (0,3%) установок.

Наибольшая доля обеспеченностью установками для термического уничтожения медицинских отходов среди лечебно-профилактических учреждений по Российской Федерации регистрируется в больницах (в 2007 г. – 2,7%, в 2006 г. – 2,6%), ЛПУ туберкулезного профиля (в 2007 г. – 1,7%, в 2006 г. – 1,3%), ЛПУ хирургического профиля (в 2007 г. – 1,4%, в 2006 г. – 1,4%). В детских инфекционных больницах, детских ЛПУ туберкулезного профиля, учреждениях охраны материнства и детства установок для термического уничтожения медицинских отходов (инсинероторов) нет.

В Архангельской области в г. Котлас эксплуатируется инсинератор, производительность 20 кг/ч, год введения в эксплуатацию 2006 г., с ноября 2006 г. утилизировано 5,8 т. Закуплено два инсинератора, планируется их установка в городах Архангельск, Северодвинск в 2008 г.

В Белгородской области ведется монтаж 2-х инсинераторных установок в Белгородском областном противотуберкулезном диспансере и на полигоне ТБО в г. Белгороде, что позволит собирать отходы класса «Б» и «В» из ЛПУ г. Белгорода и близлежащих районов. В настоящее время рассматривается вопрос о строительстве инсинераторных установок на полигонах ТБО для нескольких районов, что позволит утилизировать отходы классов «Б» и «В».

В г. Санкт-Петербурге децентрализованная система переработки медицинских отходов организована лишь в 5 лечебно-профилактических учреждениях. Установками по утилизации медицинских отходов оборудованы 5 стационаров.

В Калининградской области утилизация опасных медицинских отходов класса «Б» и «В» в г. Калининграде осуществляется на базе многопрофильной больницы, где с 2006 г. начал эксплуатироваться инсинератор производительностью 150 кг/час.

В Кемеровской области в 2007 году установками с автоматическим упаковщиком оборудованы 3 лечебно-профилактических учреждения Кемеровской области: Кемеровская областная клиническая больница, Областной клинический противотуберкулезный диспансер, Новокузнецкая клиническая туберкулезная больница. В 2008 году запланировано оснастить установками утилизации медицинских отходов еще 6 крупных лечебно-профилактических учреждений.

В Красноярском крае в г. Красноярске в настоящее время действует две установки для обезвреживания «опасных» и «чрезвычайно опасных» медицинских отходов (класс «Б» и класс «В»). С 2005 года функционирует производство термического уничтожения отходов представленное инсинератором, используемым для высокотемпературного уничтожения твердых бытовых и биоорганических отходов, в том числе инфицированных больничных отходов. В 2006 году введена в эксплуатацию с автоматическим упаковщиком производства Италии предназначена для обеззараживания медицинских отходов класса Б и В путем их измельчения и обеззараживания за счет высокой температуры (150-155 0 С) и воздействия бактерицидного препарата.

В Самарской области в соответствии с рекомендациями ВОЗ по переходу от химической дезинфекции больничных отходов к внедрению системы их термического обеззараживания, в 2006-2007 годах приобретены для крупных государственных и муниципальных ЛПУ области 25 специальных установок (производство Италия) для термического обеззараживания и измельчения отходов классов «Б» и «В» (одна из них размещена в ПТД г.о. Тольятти), а для ЦРБ и ЛПУ с небольшой мощностью – 29 установок (производство Чехия) и 15 (производство Китай), с функцией паровой стерилизации и автоклавирования.

В Саратовской области в рамках федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера» в область поставлена установка для обеззараживания медицинских отходов класса «Б» и «В».

В большинстве территорий Российской Федерации в лечебно-профилактических учреждениях установки для термического уничтожения медицинских отходов (инсенераторы) отсутствуют.

В Еврейской АО отсутствуют установки по термическому обезвреживанию медицинских отходов. Отходы класса «А» размещаются с бытовыми отходами на свалках. Решен вопрос по утилизации отходов класса «Б» из пластмасс (использованные шприцы): лечебными учреждениями заключаются договора с компанией, осуществляющей транспортировку и утилизацию данных отходов в г. Хабаровск.

В Ленинградской области проблемным остается вопрос по утилизации медицинских отходов, необходимо приобретение инсинераторной установки, для уничтожения отходов термическим методом. В большинстве ЛПУ вывоз отходов класса «А» и «Б» осуществляется вместе с ТБО после химической дезинфекции. Установки по утилизации органических медицинских отходов на объектах отсутствуют.

В Омской области не решен вопрос термического уничтожения медицинских отходов. В сельских лечебных учреждениях (ЦРБ, сельские врачебные амбулатории, Участковые больницы, ФАП) отходы (в том числе органические) сжигают в приспособленных печах (в котельных или открытых печах). В области функционируют только две локальные установки для сжигания отходов (ГУЗОО «Областная клиническая больница», МУЗ «Больница скорой медицинской помощи № 2» в г. Омске). Остальные учреждения г. Омска вывозят отходы класса «Б» и «В» на полигоны бытовых отходов, в том числе лечебно-профилактических учреждениях туберкулезного и дерматовенерологического профиля. Вопрос централизованной термической утилизации также не решен. В г. Омске отсутствует мусоросжигательный завод. Лекарственные средства складируются на полигоне промышленных отходов, вопрос их термической переработки также не решен.

В Республике Алтай основной проблемой является отсутствие мусоросжигательных заводов и установок по термическому обезвреживанию отходов. В Кемеровской области практически по всей области отсутствуют установки термического обезвреживания отходов класса «Б», «В». В Республике Северная Осетия до настоящего времени не приобретены установками для термического уничтожения медицинских отходов (инсинераторы).

В Сахалинской области установки по обеззараживанию, обезвреживанию и уничтожению (сжиганию) медицинских биологических отходов на территории области отсутствуют. Фактически захоронение биологических отходов проводится на территории кладбища.

Также серьезной проблемой является недостаточное количество или отсутствие специальных установок для обеззараживания отходов (СВЧ, автоклавы, и т.д.), в связи с чем, остается высоким количество ручных манипуляций при обеззараживании отходов. На территории Российской Федерации в 2007 г. действовало всего 2774 (3,3 %) установок по обеззараживанию медицинских отходов, в 2006 г. – 2483 (3,1 %).

В Оренбургской области в 2007 году приобретены СВЧ-установки для обеззараживания медицинских отходов в 41 ЛПУ, в том числе 24 установки за счет областного бюджета и 17 – за счет местных бюджетов. Пущена в эксплуатацию в областном онкологическом диспансере установка для обеззараживания медицинских отходов классов «Б» и «В». Шире стали использоваться деструкторы игл и иглоотсекатели.

В Омской области для обеззараживания отходов установлена 1 СВЧ – печь (в учреждении негосударственной формы собственности) и автоклавы в учреждениях работающих с кровью и заготавливающих кровь и препараты крови. В Белгородской области в 20% ЛПУ имеются в отдельных помещениях автоклавы для обеззараживания отходов класса «Б» и «В». В областном перинатальном центре имеется установка «Стеримед».

Установки для дезинфекции (обеззараживания) и по термическому обезвреживанию отходов ЛПУ отсутствуют в Брянской, Курской областях, Ненецком АО, Республиках Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарской, Калмыкия, Чеченской, Чувашской, Алтай, Тыва, Агинском Бурятском АО, Хабаровском крае, Чукотском АО.

В Брянской области проблемой является отсутствие установок для термического уничтожения медицинских отходов, печей. Недостаточное обеспечение специальными стойками, тележками, сертифицированными упаковками для сбора и транспортировки отходов медицинского назначения класса «Б» (колющие и режущие). Данные проблемы существуют из-за недостаточного финансирования.

В Ненецком АО Медицинские отходы ЛПУ в сельской местности обеззараживаются после образования немедленно и сжигаются в приспособленных топках ежедневно. В г. Нарьян-Маре и п. Искателей медицинские отходы класса «Б» обеззараживаются после использования на месте их образования, собираются в специальные мешки и емкости и удаляются в конце дня в общие контейнеры для твердых бытовых отходов с последующим вывозом на полигоны ТБО. Отходы противотуберкулезного диспансера после обеззараживания сжигаются в приспособленной топке. Специальные печи для утилизации медицинских отходов отсутствуют. Отходы класса «Г» (неисправные люминесцентные лампы, ртутьсодержащие приборы) временно хранятся в специально отведенных помещениях и отправляются на переработку и утилизацию на специализированные предприятия за пределами округа.

В Республике Дагестан из–за отсутствия установок по уничтожению (сжиганию) медицинских и биологических отходов, утилизация медицинских и биологических отходов проводится только после дезинфекции с последующим вывозом на полигоны ТБО. На территории республики отсутствуют ассоциации и организации, занятые в сфере обращения с медицинскими и биологическими отходами.

В Хабаровском крае предприятия, деятельность которых связана с уничтожением биологических и медицинских отходов классов «Б» и «В», а также специальные установки по обезвреживанию отходов на территории края отсутствуют. Отходы класса «Б» и «В» лечебно-профилактических учреждений, после предварительного обеззараживания, утилизируются на существующих полигонах и свалках бытового мусора наравне с отходами класс «А». Объемы медицинских отходов имеют тенденцию к увеличению, в 2007 году количество накопленных отходов составляло 10000 тонн, при этом 65 % отходов образуется от муниципальных лечебно-профилактических учреждений, 25 % от краевых и 10 % от ведомственных. В настоящее время рассматривается вопрос по строительству объекта «Завод по уничтожению опасных отходов» (применяемое оборудование — инсинераторы типа ИН-50).В связи с этим основным способом утилизации отходов классов «А», «Б», «В», по-прежнему, остается складирование их на полигонах ТБО. Вывоз отходов осуществляется по договорам с коммунальными службами и иными организациями, специализирующимися на вывозе ТБО, с использованием их транспорта. Существующая система удаления отходов исключает возможность раздельной транспортировки отходов различных категорий опасности к местам складирования, в результате обезвреженные отходы разных классов смешиваются на стадии транспортирования. Также в некоторых субъектах Российской Федерации имеет место практика сжигания медицинских отходов в приспособленных печах. В Кемеровской области специализированная печь по сжиганию биоотходов имеется только в Центре здоровья шахтеров (г. Ленинск-Кузнецкий).

В Омской области не решен вопрос термической утилизации медицинских отходов. В сельских лечебных учреждениях (ЦРБ, сельские врачебные амбулатории, участковые больницы, ФАП) отходы (в том числе органические) сжигают в приспособленных печах (в котельных или открытых печах). В области функционируют только две локальные установки для сжигания отходов (ГУЗОО «Областная клиническая больница», МУЗ «Больница скорой медицинской помощи № 2» в г. Омске). Остальные учреждения г. Омска вывозят отходы класса «Б» и «В» на полигоны бытовых отходов, в том числе из лечебно-профилактических учреждений туберкулезного и дерматовенерологического профиля.

В Курской области в 40% лечебно-профилактических учреждений отходы класса «Б» после обеззараживания утилизируются путем сжигания в топках котельных. В 23% ЛПУ районов области биоматериалы из патологоанатомических, операционных отделений подлежат захоронению на кладбищах. Муфельной печью оснащен Курский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД. Решается вопрос о монтаже муфельных печей для уничтожения медицинских биоматериалов в ОГУЗ «Областная детская инфекционная больница».

На территории Республики Адыгея имеется 2 муфельные печи (МУ «Гиагинская ЦРБ», МУЗ «Майкопская городская клиническая больница») по обеззараживанию патологоанатомических и органических операционных отходов (органы, ткани и т.п.). В остальных ЛПУ данные виды отходов утилизируются путем захоронения на кладбищах в специально отведенных могилах. Захоронение осуществляется по договору в г. Майкопе с «Комбинатом специализированного обслуживания населения», в районах республики по договору с МПЖКХ.

В ряде муниципальных образований Свердловской области вопрос утилизации отходов ЛПУ решен за счет их сжигания в котельных, крематориях или утилизации на полигонах твердых бытовых отходов (ТБО).

В Ставропольском крае установки по сжиганию органических отходов действуют на 5 территориях края (в ЦРБ Кочубеевского и Нефтекумского районов, ЦГБ г. Невинномысска и в родильном доме г. Ессентуки, в противотуберкулезном диспансере г. Ставрополя). Сжигание в приспособленных печах практикуется в 12 ЛПУ.

В Ямало-Ненецком АО в г. Новый Уренгой медицинские отходы всех учреждений здравоохранения утилизируются в муфельной печи, мощность которой на сегодняшний день крайне недостаточна, вопрос приобретения новой установки мощного утилизатора на сегодняшний день не решен.

Немаловажной проблемой является нехватка специальных стоек (тележек) для транспортирования отходов ЛПУ. В 2007 г. одноразовыми герметическими упаковками и специальными стойками (тележками) были обеспечены 41133 (48,3 %) лечебно-профилактических учреждения по Российской Федерации, в 2006 г. – 37242 (46 %).

В Астраханской области анализ состояния обращения с медицинскими отходами показал, что лечебно-профилактические учреждения области не обеспечены специальным технологическим оборудованием для сбора, хранения, транспортировки и утилизации медицинских отходов (стойки-тележки, транспортные внутрикорпусные тележки, герметизаторы, одноразовая цветная упаковочная тара, транспортные контейнеры, спецтранспорт, специальные малогабаритные комплексы по термической утилизации отходов классов «Б» и «В» и др.).

В Брянской области недостаточное обеспечение специальными стойками, тележками, сертифицированными упаковками для сбора и транспортировки отходов медицинского назначения класса «Б» (колющие и режущие). Данные проблемы существуют из-за недостаточного финансирования.

В Ивановской области ЛПУ не достаточно оснащены инвентарем и одноразовой твердой герметичной тарой с соответствующей маркировкой для сбора и транспортировки отходов класса «Б» и «В» к месту дальнейшей переработки и утилизации вне пределов медицинского учреждения.

В Камчатской области одноразовые пакеты с маркировкой разных цветов для сбора отходов имеются в части ЛПУ. Одноразовой твердой тары для сбора острого инструментария, отдельных контейнеров и тележек для сбора отходов, установок для термического обезвреживания отходов класса Б и В, а также спецтранспорта нет.

В Кабардино-Балкарской Республике герметичными пакетами и емкостями для сбора, транспортировки отходов ЛПУ по классам обеспечены единичные ЛПУ. Вспомогательные помещения для хранения отходов класса «Б» не выделены из-за отсутствия помещений. Не приобретены тележки для сбора и транспортировки отходов, межкорпусные контейнеры.

В Красноярском крае в большинстве ЛПУ не предусмотрено использование специальных одноразовых емкостей для сбора острого инструментария, стоек (тележек) для закрепления мягкой упаковки, транспортных тележек, межкорпусных контейнеров. В ЛПУ используется приспособленное оборудование (многоразовые промаркированные емкости, пластиковые флаконы для сбора острого инструментария, межкорпусные контейнеры для сбора бытовых отходов).

В Читинской области повсеместно ЛПУ испытывают дефицит в специальной таре для раздельного сбора отходов: многоразовые баки, одноразовые герметичные емкости, специальные маркированные по классам опасности пакеты, стойки-тележки.

Ряд ЛПУ для сбора медицинских отходов применяют межкорпусные контейнеры. В 2007 г. межкорпусными контейнерами были обеспечены 25043 (29,4%) лечебно-профилактических учреждений, в 2006 г. – 22935 (28,3 %). При этом в 2007 г. места для дезинфекции межкорпусных контейнеров и транспорта были оборудованы лишь в 2949 (3,5 %) ЛПУ, в 2006 г. – 2738 (3,4 %).

В Кировской области из специальных средств по сбору, обезвреживанию, транспортировке отходов ЛПУ используются одноразовые пакеты, в ряде учреждений – специальные герметичные контейнеры для отходов класса «Б». Приобретаются специальные промаркированные многоразовые межкорпусные контейнеры. В коммерческих медицинских центрах и частных врачебных кабинетах для уничтожения инъекционного инструментария используются установки для уничтожения отходов. Все это свидетельствует о том, что сбор отходов в местах первичного их образования в целом по всем ЛПУ организован.

В Магаданской области межкорпусными контейнерами для хранения медицинских отходов оборудованы все центральные районные больницы, МУЗ «Магаданская областная больница», МУЗ «Магаданский родильный дом».

В Республике Бурятии по состоянию на 01.01.2008 г. обеспеченность лечебно-профилактических учреждений составила: одноразовыми герметичными упаковкам 99,5 %, тележками для транспортировки отходов 48%, герметичными одноразовыми твердыми упаковками 100 %, межкорпусными контейнерами 100 %, отсекателями игл 30 %.

Проведенный анализ состояния обращения с медицинскими отходами показал, что не во всех лечебно-профилактических учреждениях оборудованы места для временного хранения медицинских отходов. В 2007 г. были оборудованы местами для временного хранения отходов всего 42713 (50%) ЛПУ, в 2006 г. – 39618 (49%). В Томской области помещения и места для временного хранения отходов имеются (78 % ЛПУ), но не в достаточном количестве. В 22 % ЛПУ отходы удаляются из помещений сразу же после образования. В Тульской области не во всех лечебно-профилактических учреждениях имеются внутрикорпусные помещения для временного хранения отходов. В Удмуртской Республике отсутствуют специально оборудованные помещения для хранения отходов класса «В» в учреждениях туберкулезного профиля.

Также из проведенного анализа видно, что не все лечебно-профилактические учреждения обеспечены холодильными установками, в основном медицинские отходы утилизируются методом термического уничтожения, обеззараживания и сжигания отходов в специализированных печах. В 2007 г. холодильными камерами для хранения пищевых отходов были обеспечены 3603 (4,2 %) ЛПУ, в 2006 г. – 3465 (4,3 %).

В 2007 г. были оборудованы бункерами для крупногабаритных отходов 1731 (2,0 %) ЛПУ, в 2006 г. – 1528 (1,9 %).

Меры административного принуждения за нарушение требований санитарного законодательства при эксплуатации лечебно-профилактических учреждений.

В 2007 году отмечается усиление госсанэпиднадзора за нарушение требований санитарного законодательства при эксплуатации лечебно-профилактических учреждений. По статье 6.3 накладывались штрафы за нарушения требований СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц родильных домов и других стационаров», СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений» СанПиН 3.1.1275-03 «Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических манипуляциях», СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

По ст. 6.3. КоАП «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения» при эксплуатации ЛПУ (всего) в 2007 г. было вынесено 4435 предупреждений против 4476 (2006 г.). Наибольшее число предупреждений вынесено при эксплуатации больниц (участковых, районных, городских, межреспубликанских) — 2287 (2006 г.), 2421 (2007 г.,) – 1 ранговое место, прочих ЛПУ (амбулаторно-поликлинические учреждения и т.д.) – 1031 (2006 г.) против 834 (2007 г.) – 2 ранговое место; фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) 553 (2006 г.) против 586 (2007 г.) – 3 ранговое место, ЛПУ стоматологического профиля 229 (2006 г.) против 252 (2007 г.) – 4 ранговое место; детские больницы 151 (2006 г.) против 160 (2007 г.) – 5 ранговое место; ЛПУ туберкулезного профиля 124 (2006 г.) против 102 (2007 г.) – 6 ранговое место; родильных домов и перинатальных центров – 82 предупреждения против 86 – 7 ранговое место; учреждений материнства и детства (женские консультации, молочные кухни и т.д.), ЛПУ хирургического профиля – 39 против 38 – 8 ранговое место; инфекционных больниц – 28 против 33 – 9 ранговое место; детских инфекционных больниц – 24 против 26 – 10 ранговое место; детских ЛПУ туберкулезного профиля – 17 против 13 – 11 ранговое место; ЛПУ гинекологического профиля – 11 против 7 – 12 ранговое место, соответственно.

В Ленинградской области по результатам проведенных мероприятий по контролю в 2007 году Управлением были ужесточены меры административного принуждения за нарушения санитарного законодательства при эксплуатации ЛПУ. Так за 2007 год за выявленные нарушения требований санитарных норм и правил были применены меры административного воздействия в виде штрафов и предупреждений — 297, что на 44 санкций больше, чем в 2006 году.

В 2007 г. по сравнению с 2006 г. возросло число наложенных штрафов за нарушение требований санитарного законодательства при эксплуатации ЛПУ (всего) в 1,2 раза и составило 19124 (2006 г.) против 22822 (2007 г.). Наибольшее число штрафов по ст. 6.3. в целом по Российской Федерации наложено в ходе проведения мероприятий по контролю при эксплуатации участковых, городских, районных, межрайонных больниц 9492 (2006 г.) против 11458 (2007 г.) — 1 ранговое место; прочих ЛПУ 4466 против 5404 – 2 ранговое место; ФАП – 2352 (2006 г.) против 2532 (2007 г.) – 3 ранговое место; ЛПУ стоматологического профиля – 1282 (2006 г.) против 1433 (2007 г.) – 4 ранговое место; ЛПУ туберкулезного профиля 502 (2006 г.) против 793 (2007 г.) – 5 ранговое место.

В Брянской области за 2006-2007 г.г. в отношении руководителей и медицинских работников лечебно-профилактических учреждений были приняты меры административного воздействия по ст. 6.3. КоАП в виде штрафов 500, 1000 рублей. Всего за 2006 год было наложено – 135 штрафов, за 2007 год – 228 штрафов. В Иркутской области в связи в организацией и проведением плановых комплексных мероприятий по контролю за ЛПУ, относящихся к объектам высокой и средней гигиенической значимости с привлечением специалистов разных направлений надзора в Управлении и территориальных отделах в 2006 году отмечен прирост числа наложенных штрафов по объектам ЛПУ на 21,5 %. В 2007 году число штрафов увеличилось на 56,7 %. В Ленинградской области всего наложено 262 штрафа, на общую сумму — 439900 рублей. За нарушение требований санитарного законодательства по вопросу прохождения периодических медицинских осмотров отстранено от работы 18 работников ЛПУ (в 2006 году было отстраненно от работы 2 работника ЛПУ). В адрес юридических лиц выданы предписания об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства, которые взяты на контроль Управления и его территориальных отделов.

В Республике Хакасия в 2006 г. управлением рассмотрено 190 административных дел, из них по 186 приняты решения о наложении административного взыскания, по 4 вынесено предупреждение. В 2007г. Управлением рассмотрено 240 административных дел, из них по 225 приняты решения о наложении административного взыскания, по 15 вынесены предупреждения.

В 2007 г. увеличилась как сумма наложенных штрафов, всего по ЛПУ составила 15 498 460 руб. (2006 г.) против 20 285 400 (2007 г.), так и взысканных – 13 374 717 (2006 г.) против 20 535 062 (2007 г.).

Как показали результаты анализа данных из регионов, основными проблемами, общими для всех субъектов Российской Федерации в области обращения с медицинским отходами, являются:

нехватка и отсутствие необходимых материальных и финансовых ресурсов, особенно у органов местного самоуправления;

недостаточное финансирование учреждений здравоохранения для проведения мероприятий, связанных с обращением медицинских и биологических отходов на уровне лечебно-профилактических учреждений;

слабость материально-технической базы и недостаточная укомплектованность лечебно-профилактических учреждений специализированным оборудованием для сбора и утилизации отходов, включая современные установки по обезвреживанию образующихся отходов;

отсутствие в регионах централизованных систем по обеззараживанию, обезвреживанию, утилизации и ликвидации (сжиганию) медицинских и биологических отходов и специализированных подрядных организаций.

В Российской Федерации до сих пор не решена проблема законодательного и технологического обеспечения обращения с медицинскими отходами, в том числе с лекарственными средствами с просроченными сроками реализации и конфискованными при осуществлении таможенных процедур, фальсифицированными фармацевтическими препаратами. А между тем наличие в стране системы мер по упорядочению обращения и утилизации медицинских отходов является одним из условий обеспечения эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации.

Вопросы использования медицинских отходов по существу выпали из сферы централизованного государственного управления. Сложившаяся ситуация усугубляется отсутствием в Российской Федерации экономически эффективных нормативно-правовых, институциональных и организационных условий в области обращения с медицинскими отходами. Нет единой согласованной политики между федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами. На федеральном уровне не разработана концепция внедрения современных технологий утилизации медицинских и биологических отходов, в которой бы учитывались не только технологические и финансовые, но и санитарно-гигиенические, экологические и эстетические аспекты проблемы. Имеющиеся проблемы усугубляются тем, что в действующем законодательстве не определено, к чьим полномочиям (субъекта или муниципальных образований) относится организация и осуществление утилизации медицинских отходов от государственных, муниципальных и иных форм собственности медицинских учреждений и организаций.

На решение поставленных проблем должны быть направлены усилия научных и практических организаций, принимающих участие в создании безопасных условий обращения с медицинскими отходами. Десять лет успешно действует СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно- профилактических учреждений». Накопленный опыт указывает на необходимость его дополнения и совершенствования.