ФЗ РФ от 24.06.1998 №  89-ФЗ_Об отходах производства и потребления

Определяет цели и основные принципы государственной политики в области обращения с отходами.
Согласно ст.13, устанавливающей требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований, организация раздельного сбора отходов возложена на местные органы самоуправления.

В этой же статье упоминается Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды, который является ключевым документом при организации раздельного сбора отходов.

Типовой порядок сбора отходов на территории городских и других поселений был разработан НИЦПУРО в 2002 году по заказу МПР России, но так и не был утвержден.
Законом регламентируются также правовые основы определения отходов как права собственности, нормирование, государственный учет и отчетность в области обращения с отходами, правовые основы экологического контроля.

Статья 9 Закона обязывает лицензировать деятельность по обращению с опасными отходами.

  • ФЗ РФ от 10.01.2002 г № 7-ФЗ_Об охране окружающей среды

В статье 7 определяет полномочия органов местного самоуправления. Так к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

К вопросам местного значения муниципального района относятся:
— организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;
— организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

К вопросам местного значения городского округа относятся:
— организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;
— организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Этот закон также обязывает соблюдать требования к обезвреживанию и безопасному размещению отходов.

Статья 24 обязывает нормировать образование и лимитировать размещение отходов.
Статья 30 обязывает лицензировать некоторые виды деятельности в области охраны окружающей среды согласно устанавливаемому Правительством перечню.

  • ФЗ РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011)_О недрах (с изм. и доп., вступившими в силу с 19.01.2012)

Регламентирует использование искусственных и естественных полостей, выемок недр для целей хранения и захоронения отходов. Применяется при использовании отработанных карьеров для захоронения твердых бытовых отходов.

Так, например, статья 10.1 определяет, что основанием получения права пользования участками недр может быть совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа и органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

  • ФЗ РФ  от 24.11.1994 г. № 49-ФЗ_О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов и их удалением
  • ФЗ РФ от 23.11.1995 г  № 174-ФЗ _Об экологической экспертизе

В перечень объектов государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) включены:
—  генеральные планы городов, других поселений и их систем (которые включают в свою очередь генеральные схемы очистки территорий населенных пунктов);
— технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности;
—   материалы, обосновывающие получение лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду.

Согласно Статье 17: лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
— деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов;
— заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов;
— заготовка, переработка и реализация лома черных металлов.

Согласно этому закону и формулировке «опасные отходы» в законе «Об отходах производства и потребления» лицензирование не распространяется на деятельность по обращению отходов V класса опасности (практически неопасные), которые не обладают прочими опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью), не содержат возбудителей инфекционных болезней. Следует отметить, что формулировка «опасные отходы» считается «достаточно размытой», однако правоприменительная и судебная практика показывает, что одним из основных критериев отнесения отходов к категории опасности является паспорт опасного отхода.

  • ФЗ РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ _О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения

Регламентирует санитарные требования (ст.22) к порядку, условиям и способам сбора, использования, обезвреживания, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, которые также должны устанавливаться местными органами самоуправления и иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии указанного порядка санитарным правилам.

  • Земельный Кодекс РФ от 25.10. 2001 г № 136-ФЗ

Статья 13 обязывает землепользователей защищать земли от захламления отходами производства и потребления, загрязнения.

  • Кодекс _Об административных правонарушениях от 30.12.2001 г №195-ФЗ

Определяет ответственность за административные правонарушения при управлении твердыми бытовыми отходами.

Статья 7.22 определяет ответственность за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.

Статья 7.30 определяет ответственность за нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

В 8 главе определяется ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования.

Статья 8.2 устанавливает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических правил при обращении с отходами, а также ответственность за загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами (ст.8.31).

Статья 8.8 устанавливает ответственность за использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв.

Так, например, ряд полигонов эксплуатируются в нарушение принципа соблюдения целевого назначения земельного участка и располагаются на землях сельскохозяйственного назначения. Не проводится рекультивация полигонов и свалок, не проводятся мероприятия по охране почв прилежащих земельных участков.

Статья 8.31 определяет ответственность за нарушение правил санитарной безопасности в лесах (загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления).

Статья 8.21. определяет ответственность за нарушение правил охраны атмосферного воздуха (это касается, например, выбросов свалочного газа на полигоне).

Статья 9.4 устанавливает ответственность за нарушение требований проектной документации и нормативных документов в области строительства. Это касается, например, нарушений Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов и пр.

  • ФЗ РФ от 27.12. 2002 г  № 184-ФЗ_О техническом регулировании

Согласно закону технический регламент устанавливает минимальные требования, обеспечивающие безопасность продукции или технологического процесса, обязательные к выполнению.

Закон вводит добровольный характер применения государственных стандартов (ст.12, 15). Технический регламент вводиться в действие законом.

Согласно ст.17, любая организация может разработать и применять собственный стандарт, а также разработать и зарегистрировать собственную систему сертификации. Последствия принятия технических регламентов скажутся в будущем. Ожидается, что это должно привести к сокращению отходов, поступающих на захоронение, за счет расширения принципа ответственности производителя за свою продукцию.

Таким образом, практически любая деятельность, связанная с твердыми бытовыми отходами подлежит экологическому обоснованию, особенно то, что касается вывоза, переработки и размещения.

  • ФЗ от 06.10. 2003 г № 131-ФЗ_Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ

Статья 14 п.п.18  к вопросам местного значения относит организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

  • ФЗ РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ _Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ
  • ФЗ РФ от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ (ред.от 19.07.2011)_О введении в действие Градостроительного кодекса РФ
  • ФЗ РФ от 30.12.2008 г. № 309-ФЗ _О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты РФ

Закон регламентирует требования к предотвращению вредного воздействия на атмосферный воздух отходов производства и потребления при их хранении, захоронении и обезвреживании (ст. 18). Это означает, что все объекты, связанные с переработкой, обезвреживанием или захоронением твердых бытовых отходов обязаны предотвращать и снижать выбросы вредных веществ. Особенно это касается мусоросжигательных заводов и полигонов, являющихся крупными источниками вредных выбросов (углекислый газ, метан и др.)

  • Градостроительный кодекс РФ от 07.05.1998 N 73-ФЗ  (ред. от 31.12.2005)

Статья 2 устанавливает в качестве одного из основных принципов законодательства осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, а также в статье 35 определяет зоны специального назначения для объектов размещения отходов потребления.

  • Жилищный Кодекс РФ от 29.12.2004 N 188-ФЗ

Кодекс определяет правовое поле для жилищных и жилищно-строительных кооперативов ( Раздел V) и товариществ собственников жилья (Раздел VI) и предписывает обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме.

Обе формы жилищного самоуправления имеют статус юридического лица. Раздел VII Жилищного Кодекса определяет правила оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги. С согласно п.4 статьи 154 вывоз ТБО входит не в состав коммунальных услуг, а в состав платы за содержание жилого помещения. Также вывоз ТБО не включен в состав коммунальных услуг и в Постановлении Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».

В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Постановлением Правительства от 6 февраля 2006 года № 75 утверждены Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом , где вывоз твердых бытовых отходов относится к Перечню обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, являющегося объектом конкурса.

  • Уголовный Кодекс РФ

В статье 247 предусмотрена ответственность за производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировку, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил.

Экологические требования в области обращения с отходами регламентируются также в «Водном кодексе Российской Федерации», «Лесном кодексе Российской Федерации»