Постановления. Распоряжения

  • Поручение Президента России от 29.03.2011 № Пр-781_О подготовке долгосрочных целевых инвестиционных программ обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами в субъектах РФ, основанных на комплексном подходе к процессу сбора и утилизации отходов, привлечении средств частных инвесторов
  • Постановление Правительства РФ № 632 от 28.08.92 г._Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия
Устанавливается порядок определение платы за размещения отходов производства и потребления на специализированных полигонах и санкционированных свалках природопользователями.
  • Постановление  Правительства РФ от 10 февраля 1997 года №155_ Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов

Регулирование отношений между потребителями и исполнителями в сфере услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, в части защиты прав потребителя

Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

  • Постановление Правительства РФ от 10.02.1997 г.  № 155 (ред. от 01.02.2005_Об утверждении правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов
  • Постановление Правительства РФ от 16.06.2000 г. № 461 _О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

Постановление действует в отношении юридических лиц и предпринимателей, в процессе деятельности которых образуются отходы, действует регламентирует требования к установлению лимитов на размещение отходов, в том числе порядок предоставления документации, обосновывающей лимиты на размещение, а также установление нормативов образования отходов производства и потребления.

Разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение должна проводиться на основании Методических указаний Министерства природных ресурсов РФ (утверждены Приказом МПР РФ от 11 июля 2002 года №115).

Лимиты на размещение отходов устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.

Размещение отходов должно осуществляться на специально оборудованных объектах с разрешения природоохранных органов и с установлением лимитов.

Захоронение токсичных промышленных отходов I, II и III классов опасности допускается только на полигонах токсичных отходов, удовлетворяющих требованиям СНиП 2.01.28-85 «Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных отходов. Основные положения по проектированию».

Однако зачастую 461 Постановление неверно применяется. Так, например, Товарищества собственников жилья (ТСЖ) обязывают разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования на том, основании, что ТСЖ – это юридическое лицо.

Однако в статье 11 закона «Об отходах производства и потребления» указано, что это обязаны делать юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами. Под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Стоит отметить, что ТСЖ, согласно «Жилищному Кодексу», создаются для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме и обеспечения эксплуатации этого комплекса. В процессе деятельности ТСЖ отходы не образуются (они образуются у собственников жилья этого ТСЖ), а сбор и вывоз отходов осуществляют подрядные организации. Более того, собственником отходов остаются жильцы, т.к. деятельность ТСЖ не предусматривает передачи прав собственности на отходы от жильцов к ТСЖ.

Таким образом, ТСЖ – это управляющая организация и ее деятельность напрямую не связана с обращением с отходами. Соответственно ТСЖ не требуется и лицензия на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, т.к. за него это делают подрядные организация коммунального комплекса.

  • Постановление Госстроя России от 25.05.2000 г. № 51_Об утверждении Классификатора работ и услуг в жилищно-коммунальном комплексе
  • Постановление Правительства РФ от 16.05.2000 г № 372 _Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду в РФ
  • Постановление Правительства РФ от 26.10.2000 г.  № 818 _О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов

Согласно Постановлению организация и ведение государственного кадастра отходов в части, касающейся обращения с бытовыми отходами, осуществляется  Министерством Природных ресурсов РФ и его территориальными органами совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству).

Тоже постановление предписывает МПР России организацию и ведение по единой для Российской Федерации системе с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственный кадастр отходов, включающий федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

  • Постановления об  установлении тарифа  на услуги утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов
  • Постановление Правительства от 21.08.2001 г. № 609_О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов

Отменяет практику установления различных по величине тарифов на услуги по уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов в зависимости от групп потребителей. Т.е. применение различных тарифов для жителей и предприятий не допускается.

В этом Постановлении также требуется довести в 2003 году тарифы на указанные услуги для всех потребителей до уровня, обеспечивающего возмещение затрат на их предоставление и развитие объектов коммунальной инженерной инфраструктуры.

В соответствии с этим постановлением Госстроем разработаны «Методические рекомендации по финансовому обоснованию тарифов на вывоз твердых бытовых отходов», а также «Методические рекомендации по формированию тарифов на услуги по уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов». Также разработаны «Методические рекомендации по определению Временных нормативов накопления твердых бытовых отходов» для нежилого сектора. Они применяются при разработке Проекта норматива образования отходов и лимитов на их размещение.

  • Постановление Минздрава РФ от 30.05.2001 г. № 16_ Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов_ СП 2.1.7.1038-01

Так, например, согласно п.2.9 на полигонах не разрешается сбор вторичного сырья непосредственно из мусоровозного транспорта. Сортировка и селективный сбор отходов на полигоне допускаются при соблюдении санитарно-гигиенических требований (СП 2524-82)

  • Постановление Правительства РФ №344 от 12.06.2003 г._О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления

Устанавливает базовые ставки платежей за размещение отходов:
I класс опасности — 1739,2 руб./т.
II класс опасности — 745,4 руб./т.
II класс опасности — 497 руб./т.
IV класс опасности — 248,4 руб./т.
V класс опасности – 0,4 руб./т., 15 руб./т или 8 руб/т (в зависимости от источника).

При размещении отходов на специализированных полигонах применяется коэффициент 0,3.

При сверхлимитном размещении отходов размеры платежей увеличиваются в 5 раз. При отсутствии у хозяйствующего субъекта оформленного в установленном порядке разрешения на размещение отходов платеж взимается в 25 кратном размере. Платежи за размещение отходов в пределах установленных лимитов засчитываются в себестоимость продукции, платежи за сверхлимитное и несанкционированное размещение отходов должны выплачиваться за счет прибыли.

Для предприятий, осуществляющих природоохранные мероприятия, размеры платежей могут быть снижены в пределах понесенных ими затрат на эти цели. Перечень таких мероприятий определен в «Инструктивно-методических указаниях по взиманию платы за загрязнение окружающей среды», утвержденных Минприроды России 26 марта 1993 года.

Платежи за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия относятся к фискальным сборам за право осуществления какой-либо деятельности, в частности — за право загрязнять окружающую среду (Определение Конституционного Суда Российской Федерации № 284-О от 10.12.2002г.). Платежи носят компенсационный характер, однако их размер вызывает сомнение в адекватности. Во многих развитых странах такие платежи на порядок выше.

Действие вышеназванных документов не распространяется на жителей, т.е. население не является плательщиком за загрязнение окружающей природной среды.

  • Постановление Госстроя России от 21 августа 2003 г. № 152

Утверждены  разработанные  в качестве методической помощи местным органам самоуправления Методические рекомендации о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов РФ_МДК 7-01.2003

  • Постановление Росстроя от 27.09.2003 г № 170 Утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда

Регламентируют санитарную уборку, сбор мусора и вторичных материалов. Правила также регламентируют обслуживание мусоропроводов и внешнее благоустройство зданий и территорий.

  • Постановление Правительства РФ от 30 .06.2004 г. № 401_Об утверждении Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору

В соответствии с, утвержденном полномочия МПР России в области осуществления государственного экологического контроля и проведения государственной экологической экспертизы переходят Ростехнадзору. Он ведет государственный кадастр отходов и государственный учет в области обращения с отходами, а также проводит работу по паспортизации опасных отходов.

  • Постановление Правительства РФ от 6.02.2006 года № 75

Утверждены Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом , где вывоз твердых бытовых отходов относится к Перечню обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, являющегося объектом конкурса.

  • Постановление Росстата от 16.06. 2006 г. № 20

Утверждена Форма № 1-КХ_Сведения о благоустройстве городских населенных пунктов
На федеральном уровне статистика ТБО обеспечивается данной формой, где учитывается объем вывезенного бытового мусора, количество твердых бытовых отходов вывезенных на предприятия промышленной переработки, а также площадь мест обезвреживания твердых бытовых отходов.

  • Постановление Правительства РФ от 15.11.200 6 г. № 689_О  Государственном земельном контроле
  • Постановление Правительства РФ от 29.05. 2008 г. № 404_О  Министерстве природных ресурсов и экологии РФ
  • Постановление Правительства РФ от 07.11.2008 г. N 822_Порядок проведения экоэкспертизы на ООПТ
  • Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 N 404_ Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования
  • Постановление Правительства РФ от 27.01.2009 г. N 53_ По экоконтролю
  • Постановление Правительства РФ от 31.03.2009 г № 285_ Перечень объектов федерального контроля
  • Об утверждении плана действий по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций и перечней пилотных проектов, предусматривающих привлечение частных инвестиций в развитие энергетики и системы коммунальной инфраструктуры, координацию реализации которых осуществляют Минэкономразвития РФ и Минрегион РФ._Распоряжение Правительства РФ № 1493-р от 22.08.2011
  • Об утверждении правил предоставления услуг по вывозу твёрдых и жидких бытовых отходов_
    Постановление Прпавительства РФ от 10.02.1997 г № 155

ПРИКАЗЫ

  • Приказ  Росприроднадзора от 06.09.2007 г. № 308_Об утверждении Временных методических указаний по исполнению Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами государственной функции по осуществлению федерального контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов
  • Приказ от 9.08.2007 г. № 204 _Об утверждении типового положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по субъекту РФ
  • Приказ _О создании Экспертного совета по строительству, жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству при Министерстве регионального развития РФ
  • Приказ  МПР России от 02.12.2002 г. № 786_Об утверждении  Федерального классификационного  каталога отходов

С отменой Приказа МПР России от 11.09. 2003 г. № 829_О ведении государственного реестра объектов размещения отходов ограничивающего свое действие, исключая вопросы, касающиеся обращения с бытовыми отходами, ведение государственного реестра объектов размещения отходов ничем не регламентируется

  • Письмо Росстроя от 29.06.2005 г. № ЮТ-2783/03_Об обеспечении единого подхода к определению основных параметров контроля в динамике (мониторинге) отходов потребления

Согласно Письму ответственность за разработку необходимых документов по вопросу мониторинга в сфере жилищно-коммунального хозяйства возложена на ФГУП «Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами». Мониторингом отходов в сфере жилищно-коммунального хозяйства считается:

— контроль объемов образующихся отходов;
— контроль норм накопления отходов от различных групп образователей отходов;
— контроль потоков отходов
— контроль морфологического состава отходов
— контроль объектов, обеспечивающих свою деятельность в сфере обращения отходов
— контроль плотности отходов в процессе накопления
— контроль над формированием тарифов и платежей населения

  • Письмо Росстроя от 1.08.2005 г. №  ЮТ-3309/03_О  ФГУП «Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами

Центр обязан проводить методическую работу и обеспечил местные органы власти достаточным количеством методик по организации «управления твердыми бытовыми отходами»